От протеиновых диет не стоит ожидать чудес. Ограничение количества легкоусвояемых углеводов в рационе действительно приводит к снижению веса, но достигается похудение банальным уменьшением калорийности рациона, а не чудодейственным влиянием избытка белка на обмен веществ.
Первую протеиновую диету предложил американский диетолог Аткинс в 1972 году, как новый способ борьбы с ожирением. Вместо уменьшения в диете содержания сахаров и жира, он предлагал пациентам отказаться от углеводов (даже клетчатки!), жир не ограничивать, а содержание в рационе чистого белка увеличить.
Протеиновые диеты: аргументы «за»
Увеличение в рационе белка вызывает снижение выработки инсулина – гормона, превращающего глюкозу в гликоген (животный крахмал). Поэтому, при протеиновой диете уровень глюкозы в крови падает медленнее, чем обычно. Соответственно, не возникает чувство голода и пациент способен соблюдать диету без особого усилия воли. Эти данные приводил доктор Аткинс, опираясь на результаты нескольких своих исследований.
Продукты, которые протеиновые диеты расценивают как желательные, обладают низким гликемическим индексом. Понятие гликемический индекс ввел диетолог Девид Дженкинс в 1981 году. Он показывает способность продукта резко увеличивать содержание глюкозы в крови. Чем выше гликемический индекс, тем больше в продукте моно- и дисахаридов: глюкозы, фруктозы и сахарозы, и, соответственно, способность вызывать всплески выработки инсулина. Согласно концепции протеиновых диет, чем выше гликемический индекс продукта, тем жестче его нужно ограничивать. Поэтому продукты, содержащие сахар исключаются вообще, равно как и сладкая сдоба, а белковые – допускаются в неограниченном количестве.
Рацион древних людей времени палеолита преимущественно состоял из белковых продуктов, поэтому белковые диеты являются более привычными.
Белки и жиры перевариваются гораздо дольше, чем углеводы.
Белки, в отличие от углеводов, не превращаются в жир. Поэтому белковые продукты можно употреблять без ограничений.
Протеиновые диеты: «против»
Основной вывод о влиянии количества белка в рационе на выработку инсулина, весьма сомнителен. Многие диетологи считают, что эксперимент, на который ссылается диетолог Аткинс, длился недостаточно продолжительное время, и если организм будет постоянно получать избыток белка, то рано или поздно адаптируется к новому образу питания и уровень инсулина вернется на круги своя.Зато опасность отравления ацетоном, который образуется при распаде жиров, а их содержание в рационе адепты протеиновых диет не рекомендуют ограничивать, вполне доказана и реальна. Дело в том, что энергию для биохимических реакций клеткам удобнее всего черпать из глюкозы. И только если ее не хватает, организм начинает расщеплять жир. При этом образуется все та же легкодоступная глюкоза и кетоновые тела – вещества, похожие на ацетон, извлечь энергию из которых, гораздо трудней. Если глюкозы нет совсем, а распад жиров идет особенно интенсивно, (например, во время физической нагрузки), организм не успевает утилизировать кетоновые тела. А эти соединения токсичны и их избыток вызывает слабость, головокружение, нарушение кровообращения.
Гликемический индекс многих продуктов, который запрещены белковой диетой, например, «грубые» каши (гречневая, овсяная, перловая), весьма низок. Поэтому их исключение не есть правильное решение. Ведь чем ниже гликемический индекс, тем дольше остается чувство сытости, меньше аппетит и так далее.
Это действительно так, и даже в наше время народы крайнего севера сохранили образ питания палеолитического человека. Единственная проблема в том, что эскимосы, которые не едят ничего кроме мяса и рыбы, живут совсем недолго и отнюдь не отличаются изящным телосложением. Да и сам избыток белка может вызвать неприятные последствия. Одним из продуктов распада белка является мочевая кислота, и если ее слишком много, избыток мочекаменных солей начинает накапливаться в суставах, вызывая подагру, и почках ─ это приводит к мочекаменной болезни. Также, существуют данные, что чрезмерное употребление протеина увеличивает риск возникновения остеопороза и заболевания раком кишечника. Естественно, подобные болезни возникают далеко не у всех поклонников протеиновых диет, так как риск развития патологий белкового обмена во многом обусловлен генетической предрасположенностью. Но, если кто-либо из родственников страдает подагрой, протеиновых диет лучше избегать.
Все индивидуально и зависит, из каких именно белков и углеводов будет состоять тот или иной продукт. К примеру, для переваривания круп, в которых много клетчатки (таких как гречка или рис) необходимо около полутора часов. Зато, богатые белком яйца и нежирную рыбу кишечник «утилизирует» минут за 40. А за вышеупомянутые полтора часа успеет переварить и цыпленка.
Это совсем не так. Обмен веществ в организме во многом унифицирован, и с помощью определенного набора ферментов, практически любое вещество, обладающее энергетической ценностью можно превратить в так называемый кофермент А (его еще называют витамином В5) из которого организм может синтезировать недостающие ему вещества – будь то аминокислоты, глюкоза или жир. Поэтому, аминокислоты, входящие в состав протеинов, можно легко превратить в жир. И если энергетические затраты организма будут меньше, чем калорийность продуктов, разница все равно отложится на талии, даже если ее носитель питается 100% протеином.
Внимание. Любителям активного отдыха протеиновые диеты противопоказаны, это подтвердит любой специалист по спортивному питанию.
Последние коментарии