Длительный прием препаратов, относящихся к классу ингибиторов протонной помпы, может быть смертельно опасен, предупреждают ученые. Ингибиторы протонной помпы (ИПП) — омепразол, эзомепразол, пантопразол и другие — снижают секрецию соляной кислоты в желудке. Эти препараты очень часто назначают для лечения изжоги, язвы желудка и других заболеваний желудочно-кишечного тракта. В России ИПП продают без рецепта под тразными торговыми названиями. Предыдущие исследования показали, что длительный прием ИПП связан с рядом серьезных побочных эффектов — тяжелым нарушением работы почек, хрупкостью костной ткани и даже развитием деменции.
Авторы исследования проанализировали медицинские данные 275 тысяч человек, в течение двух лет регулярно принимавших ИПП, и почти 75 тысяч человек, которые принимали другой класс препаратов, также снижающих продукцию соляной кислоты в желудке — блокаторов H2-гистаминовых рецепторов. Два класса препаратов различаются механизмом своего действия на клетки слизистой оболочки желудка. Ученые сравнили уровень смертности в течение следующих пяти лет среди той и другой группы пациентов.
Анализ показал, что у пациентов из ИПП-группы риск ранней смерти на 25% выше, чем у пациентов, принимавших блокаторы H2-гистаминовых рецепторов. Расчеты показали, что прием ИПП в течение года ведет к одной дополнительной смерти среди группы из 500 пациентов. Если учесть, что ИПП во всем мире регулярно принимают миллионы человек, такой эффект может означать тысячи смертей ежегодно, которые можно было бы предотвратить сменой препарата, отметил ведущий автор исследования Зийяд Аль-Али (Ziyad Al-Aly).
Как установили Аль-Али и его коллеги, риск преждевременной смерти растет по мере увеличения длительности приема ИПП. Так, спустя месяц разница между группами, принимавшими ИПП и блокаторы H2-гистаминовых рецепторов была невелика. Но уже после года или двух постоянного приема лекарств отличия между двумя группами оказались разительными — у принимавших ИПП риск скончаться был почти на 50% выше, чем у принимавших блокаторы H2-гистаминовых рецепторов. Эти результаты остались прежними, даже когда исследователи учли такие факторы, способствующие уходу из жизни, как возраст и наличие хронических болезней (диабета, гипертонии, сердечно-сосудистых заболеваний).
Хотя обычно рекомендуемый период приема ИПП довольно короткий — к примеру, при язве желудка он составляет от двух до восьми недель — многие люди без всякой на то необходимости принимают эти лекарства в течение нескольких месяцев и даже лет, отметил Аль-Али. Он подчеркнул, что, принимая решение о назначении ИПП, врачам нужно тщательно взвешивать баланс между пользой и возможным вредом, и внимательно отслеживать момент, когда пациент уже может обойтись без приема такого лекарства.
«Длительный прием ингибиторов действительно нельзя назвать полезным для организма. Это и прогрессирование остеопороза, и проблемы с ЖКТ. Из-за блокирования выработки соляной кислоты секреция желудка тоже снижается. Так что возможны боль в желудке, тошнота, диарея и даже кишечные инфекции. Более того, увеличиваются риски переломов костей (особенно у пожилых людей) и возникновения пневмонии. Из-за активности размножения аэробных бактерий часть из благодаря микроаспирации попадает в дыхательные пути. Однако мы говорим именно о длительном приеме препаратов.
Но и плюсы таких препаратов нельзя отменять. Они реально эффективны. Я не считаю, что прием их может привезти к преждевременной смерти. К возможным осложнениям других проблем организма — да. Но такие побочные эффекты есть у многих важных препаратов, от которых мы не можем отказаться», — прокомментировал «Здоровью Mail.Ru» Николай Даниленко, врач-гастроэнтеролог клиники «Альфа», кандидат медицинских наук.
Ранее появились данные, что ингибиторы протонной помпы могут приводить к деменции, болезням почек и дефициту витамина B12.
Последние коментарии