Отказ от мяса часто бывает спутником мировоззренческого кризиса — об этом свидетельствуют истории жизни известных людей.
У сторонников и противников вегетарианства нет шанса на компромисс: это дело веры, и рациональные аргументы здесь не помогут. Представители обоих лагерей без устали перечисляют факты — научные и не очень. Сторонники растительного питания призывают в свидетели великих людей, которые были вегетарианцами, веганами, сыроедами — и жили долго и счастливо, да еще и творили на благо человечества. Впрочем, мясоедов среди великих еще больше, так что, по всей видимости, характер питания на гениальности не сказывается. Может быть, он влияет на долголетие? В какой-то мере да. Главный выигрыш, который получают вегетарианцы — спокойствие души и ощущение избранности. Это ведь немало?
Религия без Бога
Индуисты, буддисты, христиане считают, что животная пища «отяжеляет» дух и делает человека агрессивным — идея отказа от животной пищи стара как мир (по крайней мере, как сама религия). «Все эти утверждения — из области философии, даже знахарства, а научных доказательств того, что мясо повышает уровень агрессии, нет», — утверждает профессор НИИ питания РАМН Алла Погожева. Хотя, может быть, причина в том, что мясо вкуснее растительной пищи, оно доставляет удовольствие, а одна из задач религии — побуждать к поискам духа путем отказа от земных удовольствий?
Вегетарианцы не устают убеждать, что причинять боль и убивать для еды — безнравственно. Но, согласитесь, когда какой-нибудь фруторианец отказывается есть морковку, потому что ей больно, когда ее вырывают из земли — это уже перебор. «Мой опыт общения со строгими вегетарианцами привел к выводу, что очень часто их категоричность исходит из потребности заполнить некую внутреннюю пустоту, — считает профессор кафедры психотерапии, медицинской психологии и сексологии Российской медицинской академии последипломного образования, психиатр, доктор медицинских наук Борис Егоров. — Они создают внутренние псевдорелигиозные системы, потому что их личность нуждается в поддержке».
Во имя рая на земле
Вегетарианство как нравственный выбор исповедовал Лев Толстой (напомним, его отношения с официальной церковью были сложными, — он был отлучен от православия). «Стремясь же к воздержанию, человек неизбежно будет следовать тоже одному известному порядку, и в этом порядке первым предметом будет воздержание в пище, будет пост. Постясь же, если он серьезно и искренно ищет доброй жизни, первое, от чего будет воздерживаться человек, будет всегда употребление животной пищи, потому что, не говоря о возбуждении страстей, производимом этой пищей, употребление ее прямо безнравственно, так как требует противного нравственному чувству поступка — убийства, и вызывается только жадностью, желанием лакомства», — писал он. По мнению Толстого, «движение это (вегетарианство) должно быть особенно радостно для людей, живущих стремлением к достижению Царства Божия на земле». В Ясной Поляне далеко не все домочадцы придерживались вегетарианских принципов. Известно, что Софья Андреевна, супруга писателя, велела тайно добавлять мясной бульон в грибной вегетарианский суп, который подавали писателю во время недомогания.
На личном примере
Познакомившись с Толстым, художник Илья Репин в конце концов стал вегетарианцем. Он гостил в Ясной Поляне часто и подолгу, — писал портреты самого Толстого и членов его семьи. Пример учителя подтолкнул эмоционального Репина к подражанию. Однако отношения с вегетарианством у него складывались сложно. «Вегетарианство я должен был оставить. Природа знать не хочет наших добродетелей. После того, как я писал Вам, ночью меня хватила такая нервная дрожь, что наутро решил заказать бифштекс — и как рукой сняло. Теперь я питаюсь вперемежку», — писал он Татьяне Львовне, дочери Толстого.
Однако идея вегетарианства нашла мощную защитницу в лице Татьяны Нордман (Северовой), которая стала в 1900 году женой художника. Убежденная, фанатичная вегетарианка, она была вынуждена отказаться от этого питания по настоянию врачей (из-за заболевания легких). За компанию отказался от вегетарианства и Репин, но через некоторое время вернулся к нему и оставался вегетарианцем до конца жизни. «Я насыщаюсь за скромным обедом, из двух блюд, в 1 ч. дня на весь день; и только в половине 8-го закусываю холодным: салат, маслины, грибы, фрукты и вообще, что найдется понемногу. Умеренность — счастье тела. Чувствую себя как никогда прежде; а главное, я спустил все лишние жиры, и платья все свободны стали, а прежде были все теснее и теснее; и я уже с трудом надевал себе ботинки. Ел три раза по несколько горячих всяких блюд и все чувствовал голод; а по утрам — угнетающую пустоту в желудке. Почки работали плохо от перцу, к которому я привык, я стал тяжелеть и дряхлеть заметно в 65 лет от излишка питания. Теперь, слава Богу, я стал легче и, особенно по утрам, чувствую себя свежо и бодро внутри», — писал он в 1912 году.
Кстати, часто мужчины становятся вегетарианцами вслед за любимыми женщинами. Например, сэр Пол Маккартни, один из членов легендарной группы «Битлз», перестал есть мясо, будучи женатым на первой своей жене Линде Истман. «Один из решающих моментов был, когда я наблюдал за овцами в поле и понял, что не смогу есть мясо. Другой произошел на рыбалке, когда я поймал рыбу. Я понял, что лишаю ее жизни, а убивать не хочу. Мы выпустили рыбу в воду. Я перестал есть рыбу», — рассказывал он. Кстати, после второй женитьбы (на Хизер Миллз) он стал активно поддерживать запрещение противопехотных мин, — как и его половина.
Только вино
Часто человек руководствуется не одной, а несколькими идеями, причем в весьма оригинальном сочетании. Например, английский поэт лорд Байрон воздерживался от мяса из соображений скорее интеллектуального, чем нравственного характера, и в то же время не отказывал себе в вине. Его биограф Томас Мур писал (они часто в течение первых месяцев знакомства обедали вместе одни): «Хотя по временам он охотно и в порядочном количестве пил красное вино, но в отношении пищи продолжал держаться своей системы воздержания, — пишет биограф. — По-видимому, он составил себе понятие, что животная пища имеет какое-то особое влияние на характер; я помню, как однажды, когда я сидел против него и усердно поедал бифштекс, он после нескольких минут наблюдения надо мной серьезным тоном спросил меня: „Мур, не находишь ли ты, что поедание бифштексов делает тебя свирепым?“».
Байрон ошибался. Мясо было совершенно ни при чем. Ведь русские атлеты, прославившиеся на весь мир, — великие Иван Поддубный и «Русский лев» Георгий Гаккеншмидт (без некоторой доли свирепости в их деле было не обойтись) питались по вегетарианской системе, которую разработал известный петербургский врач Владислав Краевский. В нее входили свежие фрукты, овощи, орехи и молоко.
Пройдет ли мода
Вегетарианство по-прежнему модно. Но больше на Западе, чем в России. Наши люди любят поесть, так что сколько бы ни говорили об аморальности мясоедения, потребление мяса только растет. Кстати, американцы есть гамбургеры тоже не прекращают, несмотря на то, что звезды Голливуда при каждом удобном случае заявляют о своем вегетарианстве. Среди его адептов — Николь Кидман, Пенелопа Крус, Синди Кроуфорд, Клаудия Шиффер, Джуд Лоу, Ким Бессингер, Дрю Берримор, Брук Шилдс, Деми Мур, Кейт Уинслетт, Киану Ривз, Дэвид Духовны, Ричард Гир и Мадонна.
В конце концов, это просто комильфо — быть вегетарианцем, отказаться от натурального меха и поддерживать разного рода меньшинства. Но у вегетарианства есть и диссиденты, число которых растет. Например, певец Стинг заявил, что ест мясо, но только экологически чистое (животных выращивает на собственной ферме). Не выдержала соблазна бифштексом Анжелина Джоли, признавшись, что вегетарианство чуть не свело ее в могилу, приведя к истощению и подорвав здоровье. Ее путем последовала Меган Фокс. Значит ли это, что вегетарианство ждет закат? Вряд ли. Ведь в его принципах много здравого. Но, как и все на свете, вегетарианство требует меры.
По данным исследования американских ученых, 84% вегетарианцев возвращаются к мясу, причем 63% делают это, чтобы не выделяться из толпы.
Последние коментарии