С ростом числа функциональных заболеваний кишечника проблема лечения запоров становится все более распространенной для пациентов и специалистов гастроэнтерологического профиля. Помимо взрослого населения, запорами часто страдают дети, поэтому все большим потребительским спросом пользуются безопасные препараты с возможностью применения для детей с первого года жизни.
На российском рынке слабительных препаратов представлено свыше 50 торговых наименований лекарственных средств. Однако свыше 85% продаж в стоимостном выражении приходится только на 10 препаратов. Лидирующую позицию на этом рынке занимает слабительный препарат, разрешенный к применению у детей раннего возраста, — Дюфалак производства компании Abbott, его доля по итогам I полугодия выросла на 13% и составила 27,4% в денежном выражении. На 2-м месте находится продукт компании Cipla Сенаде, его доля вдвое меньше, чем у лидера, и равна 13,3%. Продажи средства для очищения кишечника, применяемого перед хирургической операцией или эндоскопическим или рентгенологическим исследованием, — Фортранс составляют порядка 11,3%. Значительно выросли продажи слабительного средства в форме капель – Гутталакс. Если в I полугодии 2011 г. его продажи составляли 6,32%, то в I полугодии 2012 г. его доля выросла до 7,66%. ТН Слабилен, также выпускаемый в форме капель для приема внутрь, наоборот, в этом году продавался хуже, чем в прошлом, — его доля сократилась до 6,48%.
В целом по рынку объем продаж слабительных средств лекарственной формы капли для приема внутрь в денежном выражении превышает 18%. Более востребованные лекарственные формы – таблетки занимают 20,3% рынка, сироп — соответственно 31,4% (причем 27% из них приходится на лидера ТН Дюфалак). Существенные доли рынка также занимают лекарственные формы порошок (13,6%) и суппозитории (9,8%). Максимум продаж лекарственной формы порошок приходится на препараты производства Beaufour Ipsen – Фортранс и Форлакс. Наибольшие продажи препаратов, производимых в форме свечей, составляют Свечи с глицерином (доля рынка в стоимостном выражении равна 6,21%) и Дульколакс (4,64%).
У препарата Бисакодил доля в рублях составляет чуть больше 3%, при этом потребление этого средства в упаковках составляет почти 15%, это позволило ТН Бисакодил занять 1-е место по объемам продаж в натуральном выражении (табл. 2). Помимо Бисакодила повышенным спросом в натуральном выражении пользуются также дешевые «препараты, существующие со времен СССР», — касторовое масло, магния сульфат, занимающие суммарно почти 25% продаж в упаковках. Продажи остальных слабительных средств составляют менее 9%.
Рынок слабительных препаратов по итогам I полугодия 2012 г. вырос на 7% относительно аналогичного периода прошлого года с 1,6 млрд. руб. до 1,7 млрд. руб. Рост рынка связан с увеличением объемов продаж на основном канале сбыта этих препаратов — розничном коммерческом сегменте. Доля этого сегмента в стоимостном выражении на I полугодие 2012 г. составила 95,4%, в натуральном выражении – 97,5%.
Последние коментарии